Особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста (5-7лет)
Детей старшего дошкольного возраста отличает более богатый по сравнению с младшего дошкольниками жизненный и музыкальный опыт. Они с интересом слушают музыку, эмоционально ярко реагируют на нее.
При определении общего характера, настроения музыкального произведения дети этого возраста ориентируются уже не на одно, а на два или несколько средств музыкальной выразительности( темп и тембр, темп и динамику, темп, тембр и динамику одновременно)
Восприятие музыкального образа становится более адекватным, что связано с достаточно высоким уровнем развития системы музыкальных способностей, мышления, воображения.
Дети усваивают понятие «жанр»-ключевое понятие как музыкального, так и любого другогоискусства( инструментальная и вокальная музыка, марш, песня, танец, «русская плясовая»,вальс...).Обобщаются представления о форме музыкального произведения(одно-, двух-, трехчастная форма). Легче всего дети определяют ее, занимаясь музыкальным движением и играя в оркестре.
Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточно большой и разнообразный опыт музыкального выразительного движения. Они слышат в музыке и могут передать в движении не только ее общее настроение, но и темп, динамику, яркий ритмический рисунок,форму.
Сюжеты, которые доступны детям для воспроизведения в музыкальных этюдах, становятсяболее сложными. В них присутствуют не только изобразительные моменты, но и выразительное начало, отражение определенного настроения( «Обидели», «Цветок распускается»). Дети уже владеют главными видами основных движений: шага, бега, прыжков- и могут выполнить их достаточно координированно, ритмично и выразительно.
Однако им недостает легкости, пружинности, ловкости, не отработана техника некоторыхосновных движений (поскоки) и танцевальных движений.
На 6-7 году жизни детям доступны более сложные танцы и достаточно развернутые творческие композиции.
В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться певческий аппарат гортани- появляются вокальные связки и голос приобретает новые, но пока еще скромные возможности. Все более чистым становится интонирование мелодии голосом. Большинстводетей на 6-м году жизни может воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения мелодии, а часть из них на этом фоне чисто интонируют ее отдельные отрезки.
На 7-м году жизни примерно треть детей чисто интонирует мелодию в целом с аккомпанементом и лишь отдельные дети чисто поют ее без него. Дети начинают петь звонко, полетно, легко и выразительно.
Дети к 5-ти годам овладевают приемами игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах,что дает им возможность ярко проявить себя в элементарном музицировании.
Старший дошкольный возраст- возраст расцвета сюжетно-ролевой и режиссерской игры.
Старшие дети уже достаточно самостоятельны, любознательны и творчески активны.