Музыкальное развитие детей младшего дошкольного возраста

Консультация  для родителей

Музыкальное развитие детей младшего дошкольного возраста    

Двухлетние дети – очаровательные существа. Они абсолютно честны и искренни во всем: в своих симпатиях и увлечениях. Их глаза широко раскрыты для всего нового. И если у них иногда мокрые штанишки и шмыгающие носы, будьте к ним снисходительны.

 

Главной фигурой в жизни детей третьего года жизни продолжает оставаться взрослый, ибо ребенок во всем еще зависит от него. 

Начнем с того, что без помощи взрослого ребенок еще не может справиться со многими бытовыми проблемами. Столь же трудны и некоторые подробности гигиенического туалета. Во всех этих случаях ребенок в большей или меньшей степени нуждается в помощи взрослого, ищет его сочувствия и защиты. 

Двухлетний человек преисполнен энергии, но плохо понимает, к чему ее приложить. Только взрослый может направить ее в такое русло, где она принесет радость ребенку и окажется полезной для его дальнейшего развития. 

Овладение речью осуществляется только благодаря взрослым и в ходе общения с ними. 

 В мир культуры – песен, сказок, рассказов, картин, - маленького человека вводят взрослые. 

Музыка, будучи неотъемлемой частью искусства, являет тайну интуитивно угаданной гармонии. Язык музыкальных звуков позволяет выразить то, что труднее всего, что труднее всего полноценно передать с помощью речи: человеческие эмоции и настроения. 

Маленький ребенок воспринимает мир только через чувства и ощущения. Музыка – один из видов искусства, который обращен непосредственно к человеческому чувству. 

В силу того, что звук – одно из интенсивных средств влияния на психику человека, дети, особенно маленькие, очень живо реагируют на разнообразные звуки: шум, голос, музыку. Музыка должна стать еще одним средством общения с детьми. Дети всегда должны видеть, что музыка несет  содержание, что она рождает определенный музыкальный стиль. Дети должны почувствовать, что состояние, вызванное солнечным или пасмурным днем, первым снегом или листопадом, может быть выражено через музыку. 

Способность чувствовать и переживать необходима человеку. Наша задача – сохранить и развивать в детях эту способность к живому эмоциональному переживанию, беречь ее и направлять. 

Итак, первоочередная задача музыкального воспитания детей – формирование не специфических умений и навыков, а музыкальности. 

В разные моменты жизни детей общение с музыкой позволит решать разные педагогические задачи. Наибольший вклад, безусловно будет сделан в формировании личности ребенка. Здесь решаются такие задачи: 

- развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности; 

- формировать эстетический вкус; 

- развивать познавательное отношение к действительности. 

Значительная роль музыки и в охране здоровья, в первую очередь в создании благоприятной психологической атмосферы. Музыка дает возможность: 

- создания приподнятого, радостного настроения; 

- выражения и разрядки отрицательных эмоций; 

- повышения и понижения активности у детей; 

- привлечение внимания или переключения с одного вида деятельности на другой; 

- решение логопедических задач. 

Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребенка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное творчество дает детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком. 

 Русский фольклор – душа русского искусства, русской музыки. Через музыкальные произведения великих русских композиторов незримой неразрывной нитью проходят интонации народной мудрости. Народная мудрость органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребенка сегодня. 

Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставит малышу настоящую радость. 

Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные хороводные песни формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия. Считалки «нескладушки» развивают интеллект ребенка. 

Следует подчеркнуть, что все формы работы с детьми преимущественно построены на певческом материале. Несмотря на то, что на сегодняшний день музыкально сопровождение на фортепиано стола неотъемлемой частью процесса пения с детьми, возникают серьезные сомнения в целесообразности такого способа преподнесения музыкального материала. Дело в том, что при звучании фортепиано или баяна, аккордеона в каждый момент времени извлекается несколько разных звуков, т.е. звучат аккорды. Маленький ребенок не может выделить на слух те звуки, которые издает в дынный момент музыкальный инструмент. 

В результате у малыша не развивается способность к развлечению звуков по высоте на слух. Не могут развиваться и певческие способности, т.к. в аккорде ребенок не может выделить именно тот звук, на который должен ориентироваться при пении. Нужно отметить, что и в старшем дошкольном возрасте большинство детей поют фальшиво и имеют очень слаборазвитый звуковысотный слух.  

В народной практике детям много пели голосом без сопровождения, а наиболее распространенными музыкальными инструментами были рожок и свирель. Эти инструменты, так же как и человеческий голос, в каждый момент времени издают только один определенный звук, который ясно слышен малышу. Ребенок может следить и за самим ходом мелодии. 

Однако в нашем распоряжении самый удивительный, неповторимый, созданный природой индивидуально, специально для вас музыкальный инструмент – ваш голос. У каждого человека голос неповторим. Каждый может правильно и красиво петь для себя, для своих детей, для своих друзей. Каждый может доставить удовольствие себе и окружающим людям, если знает много песен и любит петь. 

Пение вместе с детьми и для детей позволяет решать многие задачи: 

- создавать у детей определенный эмоциональный настрой: приподнятый, радостный или, напротив, спокойный, умиротворенный; 

- устанавливать контакт между детьми и взрослыми; 

- привлекать и переключать внимание детей; 

- развивать речь и совершенствовать звукопроизношение; 

- развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус детей, способствовать развитию музыкального слуха. 

Изо дня в день весь год нужно разговаривать с малышами, рассказывать им сказки и всевозможные истории, рисовать с ними вместе, рассматривать картинки. Во время всех этих занятий вы можете для детей петь. 

 Наша жизнь представляет собой ритмический процесс, имеющий определенную переодичность, т.е. некоторые события в жизни происходят каждый день, каждую неделю, каждый год. В жизни ребенка основной является каждодневная периодичность, и те процедуры и события, которые для нас, взрослых, уже незначительны, занимают в жизни малыша важное место, несут большую психическую нагрузку. Поэтому некоторые обязательные моменты, к которым мы хотим приучить малыша, можно превратить своего рода ритуалы: утреннее приветствие, пение колыбельной перед дневным сном. 

Таким образом, в течении дня вы будете петь детям колыбельные пестушки,  потешки и приговоры, обращение к природе, растениям и животным, а также петь по просьбе малышей то, что они захотят, и петь по ходу работы то, что захотите сами.